МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ 

БЕЛГОРОДСКАЯ МИТРОПОЛИЯ

БЕЛГОРОДСКАЯ И СТАРООСКОЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ

ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ МИТРОПОЛИТА        

БЕЛГОРОДСКОГО И СТАРООСКОЛЬСКОГО ИОАННА            

НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ С. НИКОЛЬСКОЕ

БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Святитель Иоасаф Белгородский не смешивал милосердие с сентиментальностью

Святитель Иоасаф Белгородский (память 17 сентября) был категорично строгим начальником и необыкновенно добрым благотворителем. Как ему это удавалось?

Святитель Иоасаф Белгородский  (1705-1754) жил во времена «оскудения преподобных» и непопулярности духовных лиц в обществе. Родом из богатой дворянской семьи Горленко, вместо светской карьеры свт. Иоасаф в юные годы ушел в монастырь. И родственники не расстроились – их род отличался здоровой религиозностью и практическим милосердием.

Как Николай Угодник

Когда свт. Иосаф стал епископом, он не хотел благотворить открыто. Поэтому, к большим церковным праздникам, приготовив заранее подарки и разложив их по мешкам, святитель посылал своего келейника ходить по дворам самых бедных, чтобы тайно подбрасывать мешки в окошко или оставлять у крыльца.

Однажды келейник заболел — как раз перед Рождеством. Тогда святитель переоделся в бедное платье и сам пошел по дворам. Когда же возвращался, привратник архиерейского дома, заметив, что какой-то нищий идет прямо в архиерейские палаты, преградил ему путь. Спросив, кто такой и что ему надо в глухую ночь у дома архиерея, привратник не получил ответ: святитель боялся, что его узнают по голосу.

Тогда привратник взял дубину и ударами по спине стал прогонять святителя, пока не увидел лицо своего владыки.

Пока бедный привратник приходил в себя, святитель проскользнул в палаты.

На следующее утро владыка пригласил привратника к себе: бдительный страж был награжден деньгами и одеждой.

Но порой Господь Сам свидетельствует о своих святых: святитель Иоасаф помогал одной бедной вдове через извозчика, который доставлял ей возы дров, и строго-настрого велел не открывать своего имени. Но вдова, желая знать помощника, очень просила открыть – за кого ей молиться. И однажды, так спрашивая, увидела в видении святителя Иоасафа.

Неизвестный художник конца 18 — начала 19 века. Портрет святителя Иоасафа Белгородского.

Сани в летний зной

Однажды перед праздником Святой Троицы (который бывает летом) крестьяне хутора Угрюма обратились к святителю Иоасафу с просьбой помолиться о том, чтобы пошел дождь. Этим летом стояла такая засуха, что вредители уничтожали весь посев. Владыка тут же приказал кучеру приготовить ему сани для поездки завтра на хутор. Все были в недоумении, так как стояла редкостная жара, но святитель строго повторил свое повеление.

Следующим утром выпал такой обильный снег, что, когда он растаял, поля напитались влагой и вредители отступили.

Долголетие – не всегда милость Божия

Свт. Иоасаф, еп. Белгородский. Гравюра. 1865 г. 

Когда святитель Иоасаф начал управлять своей епархией, то пригласил к себе всех священников для знакомства. После совместного богослужения пастыри подходили за благословением к владыке.

Среди них был дряхлый старец, достигший 130-летнего возраста. Старик-священник гордился своим долголетием и был уверен, что это является проявлением милости Божией по отношению к нему за праведную жизнь.

Господь действительно его миловал и не посылал кончину, но не за праведность, а наоборот…

Святитель Иоасаф, отпустив остальных священников, задержал старца и стал его расспрашивать, какой грех держит его на земле и не дает умереть. Батюшка сказал, что никакого греха, в котором бы не покаялся, за собой не помнит. Владыка продолжал его упрашивать очень ласково и кротко. Через какое-то время старец залился слезами и упал на колени: он вспомнил страшный грех, совершенный им не один десяток лет назад.

Однажды, когда он был приходским священником, после совершения Божественной литургии он собрался идти домой. Вдруг слуга помещика заходит в церковь и передает требование своего барина о том, чтобы литургия была отслужена повторно. В храме был один престол, поэтому в этот же день совершать литургию вторично было нельзя. Но барин настаивал и церковные правила, в основе которых лежал глубокий смысл, ему были нипочем. Испугавшись угроз барина больше, чем гнева Бога, священник пошел на грех.

Когда он уже подошел к святому престолу и стал готовиться к повторному служению за ним литургии, то услышал голос, повелевавший ему: «Остановись!» Священник испугался, но страх перед помещиком одержал верх: он произнес первый возглас литургии. И вновь услышал предупреждение: если он дерзнет сейчас служить литургию, то будет проклят.

Но тут батюшкой овладело безумие, и он, дерзко ответив: «Сам будь проклят», продолжил службу.

С того момента до встречи этого священника с владыкой Иоасафом прошло более семи десятков лет, храм разрушился, а на его месте вспахали поле.

Святитель прокомментировал рассказ священника-долгожителя: «Несчастный, что ты сделал…

Ты проклял Ангела Божия, Хранителя того места святого… Оба вы связаны проклятием и доныне. Вот причина долголетия твоего».

В срочном порядке была приготовлена походная церковь, вместе с которой владыка со старцем отправились искать место упоминаемого храма. На найденном месте грешный священник отслужил Божественную литургию, после которой святитель велел батюшке прочитать молитву «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…». Потом владыка прочитал над священником разрешительную молитву о прощении всех его грехов.

Так священник достиг мира с охранявшим святой престол Ангелом и своей совестью. Плача и благодаря, он потянулся к епископу, силы его покидали. Владыка обнял умирающего священника. Батюшку погребли на том же месте.

Святитель Иоасаф Белгородский. Портрет из Красного зала Митрополичьей гостиницы Троице-Сергиевой Лавры. 

Защита несчастного дьячка

Управляющий имением князя Бориса Григорьевича Юсупова выгнал дьячка  села Ясенево из прихода, хотя тот исправно исполнял свои обязанности. Владыка Иоасаф, как только узнал о случившемся, приказал вернуть дьячка на место, а иначе церковь в селе будет запечатана.

Обретение Песчанской иконы Божией Матери

Озерянская икона

Однажды во сне святитель Иоасаф увидел икону Божией Матери, от которой исходило сияние и был слышен голос: «Смотри, что сделали с иконою Моею служители этого храма! Мой образ предназначен быть источником благодати, а они повергли его во сор!» Икона во сне действительно находилась в углу храма в куче мусора.

Долго не мог найти владыка покоя после пробуждения, пока не нашел в городе Изюме церкви, которую увидел во сне. В притворе стоял образ Божией Матери, использовавшийся в качестве перегородки, за которую ссыпали уголь для кадила. Святитель долго со слезами молился перед этой иконой Божией Матери и просил Владычицу Небесную простить нерадивых священников. Стоявшее рядом с владыкой духовенство не понимало, почему архипастырь так долго стоит в притворе и не заходит в храм.

Святитель приказал перенести икону в храм, сказав, что в ней Богородица являет Свое заступничество для всей страны. С тех пор Песчанская икона Божией матери прославилась большим количеством чудес.

Моление святителя Иоасафа перед Песчанской иконой Божией Матери. 

Блаженная кончина

Жизнь святителя была постоянной борьбой с мягкотелостью и теплохладностью. Святитель не смешивал христианского милосердия с сентиментальностью; доброта владыки исходила из воли Божией: он старался понять, какова она в жизни того или иного человека и пытался следовать ей в отношениях с людьми. И если воля Божия порой бывала суровой, он не смущался, потому что крепко верил: она всегда благая, даже если на первый взгляд тяжела.

Святитель Иоасаф не заботился о том, что скажет свет, как будут относиться к нему лично; не покупал популярности и любви к себе ценою измены долгу и правде. Он был чист и безупречен и ничего не должен был миру и, кроме Бога, никого не боялся.

О дне своей смерти святитель знал заранее, поэтому смог попрощаться со своими близкими людьми и дать пастве последние наставления.

Когда владыка умер, его тело около трех месяцев оставалось без погребения: из-за погодных условий епископ, который должен был принять участие в отпевании, не мог прибыть на место.

При этом мощи святителя не меняли своего цвета, не было никакого тленного запаха, а через два года после погребения они также были обнаружены нетленными, вместе с совершенно сохранившимся облачением.

По материалам: miloserdie.ru