МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ 

БЕЛГОРОДСКАЯ МИТРОПОЛИЯ

БЕЛГОРОДСКАЯ И СТАРООСКОЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ

ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ МИТРОПОЛИТА        

БЕЛГОРОДСКОГО И СТАРООСКОЛЬСКОГО ИОАННА            

НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ С. НИКОЛЬСКОЕ

БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ. Путеводитель.

Все четыре евангелиста повествуют о Входе Иисуса Христа в Иерусалим за несколько дней до Его крестных страстей - Матфей (Мф. 21:7-11), Марк (Мк. 11:7-10), Лука (Лк. 19:36-38) и Иоанн (Ин. 12:12-15).

Когда после чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался для её празднования идти в Иерусалим, то многие из народа с радостным чувством последовали за Иисусом, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какою в древние времена на Востоке сопровождали царей. Первосвященники же иудейские, негодуя на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса».

Но произошло неожиданное для них: Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» Многие подстилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его.

Далее евангелисты повествуют: «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле». И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы наречется», а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию.

Праздник Входа в Иерусалим от употребления в этот день ваий (пальмовых ветвей и верб) называется также Неделей ваий. У нас же этот праздник называется «Вербным воскресением», т. к. вайи заменяются вербой, поскольку ранее других деревьев являет она признаки пробуждающейся после долгой зимы жизни.

Сегодняшний день — торжественный и светлый, на время преодолевающий сосредоточенно-скорбное настроение Великого поста и предваряющий радость Святой Пасхи. В празднике Входа Господня в Иерусалим ярко загорается слава Христа как Всемогущего Бога, и как Царя, сына Давидова, Владыки, приветствуемого избранным народом Божиим. В этот день Церковь вспоминает, что пришедшие на праздник Пасхи иудеи встречали Иисуса как мессию, как пророка, как великого чудотворца, ибо знали, что Он незадолго до этого воскресил четверодневного Лазаря. Взрослые и дети пели и ликовали, подкладывали под ноги осла, на котором Он ехал,свои одежды, встречали Его зелеными ветвями и цветами.

Стояние на богослужении в храме с ветвями вербы и зажженными свечами — это воспоминание торжественного Входа Царя Славы на вольные страдания. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как победителя ада и смерти.

В воскресенье вечером богослужебные тексты свидетельствуют о наступлении Страстной, или Великой, седмицы. Начиная с вечерни недели Ваий, все песни Триоди Постной ведут нас по следам Господа, грядущего на вольную смерть.

История установления праздника

Праздник Входа Господня в Иерусалим пришел на Русь в X веке, а христианской церковью отмечался уже в III веке. Другое название праздника — Вербное воскресение, или праздник ваий, напоминает нам о пальмовых ветвях, которыми приветствовали Иисуса встречавшие Его жители Иерусалима. Употребление ваий со светильниками, или в нашей традиции, верб относится к древним временам. Об этом упоминают свтт. Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский еще в IV веке. Верующие стоят на богослужении с освященными в храме веточками верб и зажженными свечами в руках, встречая невидимо грядущего Христа.

В преддверии Страстной седмицы, последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа, нам явлено Царство Христово на земле — царство не могущества и силы, но всепобеждающей любви.

Иконография праздника

На молодом осле в Иерусалим въезжает Иисус Христос. Он обернулся к Своим ученикам, идущим за ослом. В левой руке Христа свиток, символизирующий священный текст завета, правой Он благословляет встречающих.

Навстречу Ему из ворот города вышли мужчины и женщины. За их спинами — Иерусалим. Это большой и великий город, высокие здания изображены тесно. Их архитектура указывает на то, что иконописец жил в окружении русских храмов.

Дети подстилают свои одежды под копыта осленку. Другие — ветви пальмы. Иногда в нижней части иконы бывают написаны еще две детские фигурки. Один ребенок сидит, подвернув и чуть приподняв ногу, над которой склонился другой малыш, помогающий вынуть занозу из ступни. Эта трогательная бытовая сценка, пришедшая из Византии, придает образу жизненность, но, тем не менее, нисколько не снижает пафоса происходящего. Одежды детей чаще всего белые, что символизирует их душевную чистоту и незлобивость.

Как обычно для русских икон, с мастерством и строгим изяществом выписаны одежды всех взрослых персонажей. За фигурой Христа вздымается в небо гора, изображенная традиционными символическими средствами.

Вход Иисуса Христа в Иерусалим — это акт его доброй воли, за ним последует искупление людских грехов великой жертвой, которая откроет людям вход в новую жизнь — вход в Новый Иерусалим.

Путеводитель. Места

Виффагия — селение на склоне Елеонской горы, недалеко от Вифании, откуда было начато торжественное шествие Христа в Иерусалим.

Виффагия — небольшое селение на юго-западном склоне Елеонской горы.

Сюда привели Спасителю ослицу и осленка, отсюда же началось Его торжественное шествие в Иерусалим.

Окрестности Виффагии в древности славились обилием фиговых деревьев, плоды которых созревали ранее других, что и дало название селению.

Археологические находки свидетельствуют о заселении этого места во II в. до н.э. — VIII в.

Часто упоминается в раввинистической литературе как окраина Иерусалима, где, например, еще можно вкушать пасхального агнца.

Виффагия располагалась между старой римской дорогой и Вифанией, исследователи отождествляют ее с современной Джабаль ат-Тур или Кафр ат-Тур.

Елеонская гора

Елеонская гора — возвышенность, расположенная к востоку от Иерусалима, тянущаяся с севера на юг против восточной стены Старого города, по другую сторону Кедронской долины.

Издревле была засажена маслинами, что и определило название горы.

Елеонская гора ассоциируется с Елеонской проповедью (Мф.24, Мр.13, Лк.21), Страданиями Христовыми, предательством в Гефсиманском саду и Вознесением Господнем.

В Библии Елеонская гора называется Масличный подъем (ивр. Маале ха-зейтим) и упоминается как место, где Давид поклонялся Богу (2Цар.15:30-32), Соломон построил капища для своих иноземных жён (3Цар.11:7), а Иезекииль в пророчестве о конце дней говорил:

«И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города» (Иез.11:23).

Панорама Иерусалима с Елеонской горы, 1898г.

Золотые ворота

Согласно христианскому преданию, Иисус Христос вошел в Иерусалим через Золотые ворота, обращенные в сторону Елеонской горы и Вифании.

Подлинные Золотые ворота были разрушены римлянами вместе со всем Иерусалимом в ходе Римско-иудейской войны в 70 году н.э., когда исполнились пророческие слова Господа: "все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне". (Мар.13:2) Город действительно был разрушен до основания. 

Позднее (в 135 году н.э.) римляне построили на его месте свою крепость. Пытаясь стереть память об Иерусалиме, победители назвали ее Элия Капитолина. В соответствии с римской градостроительной системой, город имел прямоугольную планировку, основу которой составляли две перпендикулярные улицы - Кардо и Декуманус, украшенные на всем протяжении колоннами. Остатки этой колоннады и сегодня можно увидеть в Еврейском квартале старого Иерусалима. 

На месте всех иудейских и христианских святынь римляне возвели языческие храмы, тем самым обозначив точное местоположение этих мест. Поэтому после признания христианства государственной религией Византии было легко установить, где находится Гроб Господень и Голгофа. 

Золотые ворота на открытке 1925 года

Со времени принятия христианства в качестве официальной религии Византийской империи и превращения Иерусалима в центр паломничества, дорога от этих ворот должна была вести к храму гроба Господня.

После захвата Иерусалима турками в XVI веке, Сулейман Великолепный из религиозных соображений приказал наглухо заложить Золотые ворота. Дело в том, что по иудейскому преданию, Мессия должен войти в город именно через них. Надеясь ему помешать, арабы наглухо замуровали Золотые Ворота, изнутри пристроили эспланаду мечетей, а снаружи устроили мусульманское кладбище (верховным иудейским священникам запрещено ступать на кладбищенскую землю): по еврейской традиции ни одна святыня, будь то храм или место погребения, пусть и принадлежащая врагу, не может быть уничтожена. Таким образом Сулейман постарался обезопасить свои владения от прихода Мессии. 

Древнее мусульманское кладбище у стен Иерусалима перед Золотыми воротами.

Золотые ворота Старого города Иерусалима, фото между 1890 и 1900 гг. 

 

По материалам: hram-troicy.prihod.ru, guide-israel.ru ,materinstvo.ru

Фото: hram-troicy.prihod.ru, guide-israel.ru, materinstvo.ru, открытые источники Интеренет-порталов.